Главная » 2012 » Февраль » 21 » Великая ложь нашего времени, часть 3
12:16
Великая ложь нашего времени, часть 3


Великая ложь нашего времени, часть 3. Эта статья (из серии статей, изданных в 1896 под названием «Московский сборник» ) написана в позапрошлом веке Константином Петровичем Победоносцевым (1827-1907) в позапрошлом веке, но актуальности не потерявшая и сейчас. В предлагаемой статье рассказывается о подмене понятия народовластия (демократии), о той лубочной картинке, которую рисуют пропагандисты парламентаризма и той реальной ситуацией, которая есть во власти. За более чем 100 лет стремительного развития нашего времени выкладки Константина Петровича только подтверждаются…

Печать
I
С тех пор, как пало человечество, ложь водворилась в мире, в словах людских, в делах, в отношениях и учреждениях.
Но никогда ещё, кажется, отец лжи не изобретал такого сплетения лжей всякого рода, как в наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживых речей о правде.
По мере того, как усложняются формы быта общественного, возникают новые лживые отношения и целые учреждения, насквозь пропитанные ложью.
На всяком шагу встречаешь великолепное здание, на фронтоне коего написано: «Здесь истина». Входишь и ничего не видишь, кроме лжи.
Выходишь, и когда пытаешься рассказать о лжи, которою душа возмущалась, люди негодуют и велят верить и проповедовать, что это — истина, вне всякого сомнения.
Так нам велят верить, что голос журналов и газет или, так называемая, пресса, есть выражение общественного мнения...
Увы! Это — великая ложь, и пресса есть одно из самых лживых учреждений нашего времени.
Кто станет спорить против силы мнения, которое люди имеют о человеке или учреждении?
Такова уже натура человеческая, что всякий из нас, что ни говорит, что ни делает, оглядывается, как это кажется и что люди думают.
Не было и нет человека, кто бы мог считать себя свободным от действий этой силы.
Эта сила, в наше время, принимает организованный вид и называется общественным мнением. Органом его и представителем считается печать.
И подлинно, значение печати громадное и служит самым характерным признаком нашего времени, более характерным, нежели все изумительные открытия и изобретения в области техники.
Нет правительства, нет закона, нет обычая, которые могли бы противостать разрушительному действию печати в государстве, когда все газетные листы его, изо дня в день, в течение годов, повторяют и распространяют в массе одну и ту же мысль, направленную против того или другого учреждения.
Что же придаёт печати такую силу?
Совсем не интерес новостей, известий и сведений, которыми листки наполняются, но известная тенденция журнала, та политическая или философская мысль, которая выражается в статьях его, в подборе и расположении известий и слухов и в освещении подбираемых фактов и слухов.
Печать ставит себя в положение судящего наблюдателя ежедневных явлений; она обсуждает не только действия и слова людские, но испытует даже невысказанные мысли, намерения и предположения, по произволу клеймит их или восхваляет, возбуждает одних, другим угрожает, одних выставляет на позор, других ставит предметом восторга и примером подражания.
Во имя общественного мнения, она раздаёт награды одним, другим готовит казнь, подобную средневековому отлучению...
Сам собою возникает вопрос: кто же представители этой страшной власти, именующей себя общественным мнением?
Кто дал им право и полномочие, во имя целого общества, править, ниспровергать существующие учреждения, выставлять новые идеалы нравственного и положительного закона?
Никто не хочет вдуматься в этот совершенно законный вопрос и дознаться в нём до истины; но все кричат о, так называемой, свободе печати, как о первом и главнейшем основании общественного благоустройства.
Кто не вопиет об этом и у нас, в несчастной, оболганной и оболживленной чужеземною ложью России?
Вопиют в удивительной непоследовательности и, так называемые, славянофилы, мнящие восстановить и водворить историческую правду учреждений в земле Русской.
И они, присоединяясь в этом к хору либералов, совокупленных с поборниками начал революций, говорят совершенно не задумываясь:
«Общественное мнение, то есть, соединённая мысль, с чувством и юридическим сознанием всех и каждого, служит окончательным решением в делах общественного быта; итак, всякое стеснение свободы слова не должно быть допускаемо, ибо в стеснении сего выражается насилие меньшинства над всеобщею волею».
Таково ходячее положение новейшего либерализма. Оно принимается на веру многими, и мало кто, вдумываясь в него, примечает, сколько в нём лжи и легкомысленного самообольщения.
Оно противоречит первым началам логики, ибо основано на вполне ложном предположении, будто общественное мнение тождественно с печатью.
Чтоб удостовериться в этой лживости, стоит только представить себе, что такое газета, как она возникает и кто её делает.
Любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев, любой искатель гешефта может, имея свои или достав, для наживы и спекуляции, чужие деньги, основать газету, хотя бы небольшую, собрать около себя, по первому кличу, толпу писак, фельетонистов, готовых разглагольствовать о чём угодно, репортёров, поставляющих безграмотные сплетни и слухи, и штаб у него готов, и он может, с завтрашнего дня, стать в положение власти, судящей всех и каждого, действовать на министров и правителей, на искусство и литературу, на биржу и промышленность.
Это — особый вид учредительства и грюндерства, и притом, самого дешёвого свойства.
Разумеется, новая газета тогда только приобретает силу, когда пошла в ход на рынке, т.е., распространена в публике.
Для этого требуются таланты, требуется содержание привлекательное, сочувственное для читателей.
Казалось бы, тут есть некоторая гарантия нравственной солидарности предприятия: талантливые люди пойдут ли в службу к ничтожному или презренному издателю и редактору?
Читатели станут ли брать такую газету, которая не будет верным отголоском общественного мнения?
Но это — гарантия только мнимая и отвлечённая.
Ежедневный опыт показывает, что тот же рынок привлекает за деньги какие угодно таланты, если они есть на рынке, и таланты пишут, что угодно редактору.
Опыт показывает, что самые ничтожные люди — какой-нибудь бывший ростовщик, жид фактор, газетный разносчик, участник банды «червонных валетов», разорившийся содержатель рулетки — могут основать газету, привлечь талантливых сотрудников и пустить своё издание на рынок, в качестве органа общественного мнения.
Нельзя положиться и на здравый вкус публики.
В массе читателей — большею частью праздных — господствуют, наряду с некоторыми добрыми, жалкие и низкие инстинкты праздного развлечения, и любой издатель может привлечь к себе массу, расчётом на удовлетворение именно таких инстинктов, на охоту к скандалам и пряностям всякого рода.
Мы видим у себя ежедневные тому примеры, и в нашей столице недалеко ходить за ними: стоит только присмотреться к спросу и предложению у газетных разносчиков возле людных мест и на станциях железных дорог.
Всем известен недостаток серьёзности в нашей общественной беседе: в уездном городе, в губернии, в столице — известно, чем она пробавляется — картами и сплетней всякого рода, и анекдотом, во всех возможных его формах.
Самая беседа о, так называемых, вопросах общественных и политических является большею частью в форме пересуда и отрывочной фразы, пересыпаемой тою же сплетней и анекдотом.
Вот почва необыкновенно богатая и благодарная для литературного промышленника, и на ней-то родятся, подобно ядовитым грибам, и эфемерные, и успевшие стать на ноги, органы общественной сплетни, нахально выдающие себя за органы общественного мнения.
Ту же самую гнусную роль, которую посреди праздной жизни какого-нибудь губернского города играют безымянные письма и пасквили, к сожалению, столь распространённые у нас, ту же самую роль играют в такой газете корреспонденции, присылаемые из разных углов и сочиняемые в редакции.
Не говорим уже о массе слухов и известий, сочиняемых невежественными репортёрами, не говорим уже о гнусном промысле шантажа, орудием коего нередко становится подобная газета.
И она может процветать, может считаться органом общественного мнения и доставлять своему издателю громадную прибыль...
И никакое издание, основанное на твёрдых нравственных началах и рассчитанное на здравые инстинкты массы, не в силах будет состязаться с нею.
Стоит всмотреться в это явление: мы распознаем в нём одно из безобразнейших логических противоречий новейшей культуры, и всего безобразнее является оно именно там, где утвердились начала новейшего либерализма, именно там, где требуется для каждого учреждения санкция выбора, авторитет всенародной воли, где правление сосредоточивается в руках лиц, опирающихся на мнение большинства в собрании представителей народных.
От одного только журналиста, власть коего практически на всё простирается, не требуется никакой санкции. Никто не выбирает его, и никто не утверждает.
Газета становится авторитетом в государстве, и для этого единственного авторитета не требуется никакого признания.
Всякий, кто хочет, первый встречный может стать органом этой власти, представителем этого авторитета, и притом, вполне безответственным, как никакая иная власть в мире.
Это — так, без преувеличения: примеры живые налицо.
Мало ли было легкомысленных и бессовестных журналистов, по милости коих подготовлялись революции, закипало раздражение до ненависти между сословиями и народами, переходившее в опустошительную войну.
Иной монарх за действия этого рода потерял бы престол свой; министр подвергся бы позору, уголовному преследованию и суду: но журналист выходит сух, как из воды, изо всей заведённой им смуты, изо всякого погрома и общественного бедствия, коего был причиною, выходит с торжеством, улыбаясь и бодро принимаясь снова за свою разрушительную работу.
Спустимся ниже. Судья, имея право карать нашу честь, лишать нас имущества и свободы, приемлет его от государства и должен продолжительным трудом и испытанием готовиться к своему званию.
Он связан строгим законом; всякие ошибки его и увлечения подлежат контролю высшей власти, и приговор его может быть изменён и исправлен.
А журналист имеет полнейшую возможность запятнать, опозорить мою честь, затронуть мои имущественные права; может даже стеснить мою свободу, затруднив своими нападками или сделав невозможным для меня пребывание в известном месте.
Но эту судейскую власть надо мною сам он себе присвоил: ни от какого высшего авторитета он не приял этого звания, не доказал никаким испытанием, что он к нему приготовлен, ничем не удостоверил личных качеств благонадёжности и беспристрастия, в суде своём надо мною не связан никакими формами процесса и не подлежит никакой апелляции в своём приговоре.
Правда, защитники печати утверждают, будто она сама излечивает наносимые ею раны; но ведь, всякому разумному понятно, что это — одно лишь праздное слово.
Нападки печати на частное лицо могут причинить ему вред неисправимый. Все возможные опровержения и объяснения не могут дать ему полного удовлетворения.
Не всякий из читателей, кому попалась на глаза первая поносительная статья, прочтёт другую оправдательную или объяснительную, а при легкомыслии массы читателей, позорящее внушение или надругательство оставляют, во всяком случае, яд в мнении и расположении массы.
Судебное преследование за клевету, как известно, даёт плохую защиту, и процесс по поводу клеветы служит почти всегда средством не к обличению обидчика, но к новым оскорблениям обиженного; а притом, журналист имеет всегда тысячу средств уязвлять и тревожить частное лицо, не давая ему прямых поводов к возбуждению судебного преследования.
Итак, можно ли представить себе деспотизм, более насильственный, более безответственный, чем деспотизм печатного слова?
И не странно ли, не дико ли и безумно, что о поддержании и охранении именно этого деспотизма хлопочут всего более ожесточённые поборники свободы, вопиющие с озлоблением против всякого насилия, против всяких законных ограничений, против всякого стеснительного распоряжения установленной власти?
Невольно приходит на мысль вековечное слово об умниках, которые совсем обезумели от того, что возомнили себя мудрыми!
II
В нашем веке распространения изобретений всего удивительнее быстрое распространение газетной литературы, ставшей. в короткое время. страшною действительною общественною силой.
Значение газеты возросло в первый раз после Июльской революции 1830 года, усугубилось ещё после революции 1848 года и затем, стало возрастать не годами только, но днями.
Ныне с этою силой считаются правительства, и стало даже невозможно представить себе не только общественную, но и частную жизнь без газеты, и прекращение выхода газет, если б возможно было бы представить его себе, было бы однозначно с прекращением всякого действия железных дорог.
Газета, несомненно, служит для человечества важнейшим орудием культуры.
Но, признавая всё удобство и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений, путём газеты, нельзя не видеть и того вреда, который происходит для общества от безграничного распространения газеты, нельзя не признать, с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила, нависшая над человечеством.
Каждый день, поутру, газета приносит нам кучу разнообразных новостей.
В этом множестве многое ли пригодно для жизни нашей и для нашего образовательного развития?
Многое ли способно поддерживать в душе нашей священный огонь одушевления на добро?
И напротив, сколько здесь такого, что льстит самым низменным нашим склонностям и побуждениям!
Могут сказать, что нам дают то, что требуется вкусом читателей, что отвечает на спрос.
Но, это возражение можно обернуть: спрос был бы не такой, если б не так ретиво было предложение.
Но, пускай бы ещё предлагались одни новости: нет, они предлагаются в особливой форме, окрашенные особливым мнением, соединённые с безымянным, но очень решительным суждением.
Есть, конечно, серьёзные умы, руководящие газетой; таких немного; а газет — великое множество, и всякое утро некто, совсем незнаемый мною и, может быть, такой, какого я и знать не хотел бы, навязывает мне своё суждение, выдавая его авторитетно за голос общественного мнения.
Но, всего важнее то, что эта газета, обращаясь ежедневно даже не к известному кругу людей, но ко всему люду, умеющему лишь разбирать печатное, предлагает каждому готовые суждения обо всём и таким образом, мало-помалу, силою привычки, отучает своих читателей от желания и от всякого старания иметь своё собственное мнение.
Иной не имеет возможности сам себе составить его и воспринимает механически мнение своей газеты; иной и мог бы сам рассудить основательно, но ему некогда думать посреди дневной суеты и заботы, и ему удобно, что за него думает газета.
Очевидно, какой происходит от этого вред именно в наше время, когда повсюду действуют сильные течения тенденциозной мысли, и стремятся уравнять всякие углы и отличия индивидуального мышления и свести их к единообразному уровню, так называемого, общественного мнения: в этих условиях газета служит сильнейшим орудием такого уравнения, ослабляющего всякое самостоятельное развитие мысли, воли и характера.
А притом, для какого множества людей газета служит почти единственным источником образования, жалкого, мнимого образования, когда масса разных сведений и известий, приносимая газетой, принимается читателем за действительное знание, которым он, с самоуверенностью, вооружает себя.
Вот одна из причин, почему наше время так бедно цельными людьми, характерными деятелями.
Новейшая печать похожа на сказочного богатыря, который, написав на челе своём таинственные буквы — символ божественной истины, поражал всех своих противников дотоле, пока не явился бесстрашный боец, который стёр с чела его таинственные буквы.
На челе нашей печати написаны доселе знамёна общественного мнения, действующие неотразимо.
III
В настоящем состоянии общества и при нынешнем его устройстве, печать стала учреждением, с которым необходимо считаться, и крепко считаться, в ряду других учреждений, связанных государственною властью и подлежащих контролю и ответственности, ибо нет учреждения, которое могло бы считать себя бесконтрольным и безответственным.
Но, чем дальше разрастается это учреждение печати, тем явственнее становятся, наряду с очевидными выгодами разумной и совестливой гласности, и те общественные язвы, которые им порождаются.
Одна из этих язв печати состоит в том, что она производит и плодит до безмерности целое сословие журналистов, предпринимателей и писателей, «кормящихся и богатеющих пером».
Самые серьёзные деятели серьёзной печати не перестают горько жаловаться на умножение числа этих собратий, с которыми стыдно, но приходится считаться в составе одного учреждения.
Во всех больших государствах, на всех больших рынках из этого сброда пишущей братии образовалось сословие, которое не напрасно будет назвать паразитами общества.
В самом деле, это — люди, стоящие на какой-то особой почве в отношении к благу общественному, которое должно бы связывать и одушевлять все учреждения.
Эти люди не заинтересованы прямо в охранении общественного порядка, в умиротворении мятущихся умов и враждующих партий. И естественно.
Всякая газета живёт и питается ежедневными событиями, новостями всякого рода.
Расход её усиливается именно в смутное время, и тут именно всё старание направлено к распространению новостей и слухов, раздражающих и смущающих умы; напротив того, в тихое время расход газеты значительно уменьшается.
Лишь только поднимается смута, тотчас появляются на рынке новые газеты, чтобы покормиться ею, до тихой поры, когда они сокращаются и исчезают.
Но и в тихое время надобно кормиться, а для этого требуется возбудить новое волнение умов, развести новые интересы: изобретаются сенсационные новости, раскрашиваются, преувеличиваются.
Пищею для журналов, претендующих на серьёзность, служит политика, и обсуждение политических вопросов, вспеняемых полемикой, происходит ежедневно.
Любой журналист готов сразу рассуждать о каком угодно политическом вопросе, но, по своему положению, обязан поставить и решить его немедля, сейчас, ибо он должен быть борзописцем, слугою не мысли, не разума, но настоящего дня.
Едва вскочила в голове мысль его, как она уже летит на бумагу, на печатный станок: некогда ждать, некогда дать созреть зародившейся мысли.
Спросите этих людей, стыдно ли им? Нисколько.
Они разве посмеются в глаза на такой вопрос: они убеждены, что совершают великое служение общественное. Разве, кои поумнее, те, между собою, подобно древним авгурам, сами подсмеиваются над собой и над публикой.
Притом, журнальный писатель, для того чтоб его услышали, чтобы обратили на него внимание, должен всячески напрягать свой голос; если можно, кричать. Этого требует ремесло его: преувеличение, способное переходить в пафос, становится для него второю натурой.
Вот почему, пускаясь в полемику с противным мнением, он готов назвать своего противника дураком, подлецом, невеждою, взвалить на него всевозможные пороки: это ничего ему не стоит, это требуется журнальною акустикой.
Это — искусство крика, подобного крику торговца на рынке, когда он заманивает покупателя.
Вот, какие привычки и качества развивает, к несчастию, печать в своих деятелях. И всё это было бы смешно, когда бы не было так вредно.
Вредно потому, что печать стала ныне ареною, на которой не только обсуждаются, но и решаются важнейшие вопросы и внутренней и внешней политики государства, вопросы экономии и администрации, связанные с самыми жизненными национальными интересами.
Для всего этого мало одного задора; нужна мудрая рассудительность, зрелость мысли, нужен здравый смысл, нужно знание своей истории и своего народа, знание практической жизни.
А, между тем, ныне в Европе дошло уже до того, что из рядов журнальных ораторов выходят ораторы государственные и составляют в парламентах преобладающую силу, вместе с адвокатами, кои разделяют с ними искусство орудовать словом во всякую сторону.
Так, ныне во Французской камере лишь 22 представителя крупной и 50 мелкой поземельной собственности, но вся говорильная сила — у журналистов, коих 59, и у адвокатов, коих 107.
И эти люди считаются представителями страны своей и судьями народной жизни и её потребностей.
И народ стонет от законодательного смешения голосов, правящего судьбами государства, но не может от него освободиться.
Новая демократия
Что такое свобода, из-за которой так волнуются умы в наше время, столько совершается безумных дел, столько говорится безумных речей, и народ так бедствует?
Свобода, в смысле демократическом, есть право власти политической, или, иначе сказать, право участвовать в правлении государством.
Это стремление всех и каждого к участию в правлении не находит себе до сих пор верного пути и твёрдых границ, но постоянно расширяется, и про него можно сказать, что сказано древним поэтом про водяную болезнь: «crescit indulgens sibi » (мысль изреченная есть ложь (лат.)).
Расширяя своё основание, новейшая демократия ставит ближайшею себе целью всеобщую подачу голосов — вот роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества.
Политическая власть, которой так страстно добивается демократия, раздробляется в этой форме на множество частиц, и достоянием каждого гражданина становится бесконечно малая доля этого права.
Что он с нею сделает, куда употребит её?
В результате, несомненно оказывается, что в достижении этой цели демократия оболживила свою священную формулу свободы, нераздельно соединённой с равенством.
Оказывается, что с этим, по-видимому, уравновешенным распределением свободы между всеми и каждым, соединяется полнейшее нарушение равенства, или сущее неравенство.
Каждый голос, представляя собою ничтожный фрагмент силы, сам по себе ничего не значит: относительное значение может иметь только некоторое число, или группа голосов.
Происходит явление, подобное тому, что бывает в собрании безыменных или акционерных обществ.
Единицы, сами по себе, бессильны; но тот, кто сумеет прибрать к себе самое большое количество этих фрагментов силы, становится господином силы, следовательно, господином правления и решителем воли.
В чём же, спрашивается, действительное преимущество демократии перед другими формами правления?
Повсюду, кто оказывается сильнее, тот и становится господином правления: в одном случае — счастливый и решительный генерал, а в другом — монарх или администратор, с умением, ловкостью, с ясным планом действия, с непреклонною волей.
При демократическом образе правления, правителями становятся ловкие подбиратели голосов, с своими сторонниками, механики, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов.
Люди этого рода выступают с громкими речами о равенстве, но, в сущности, любой деспот или военный диктатор в таком же, как и они, отношении господства к гражданам, составляющим народ.
Расширение прав на участие в выборах демократия считает прогрессом, завоеванием свободы.
По демократической теории выходит, что, чем большее множество людей призывается к участию в политическом праве, тем более вероятность, что все воспользуются этим правом в интересах общего блага для всех, и для утверждения всеобщей свободы.
Опыт доказывает совсем противное.
История свидетельствует, что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и преобразования исходили от центральной воли государственных людей или от меньшинства, просветлённого высокою идеей и глубоким знанием.
Напротив того, с расширением выборного начала, происходило принижение государственной мысли и вульгаризация мнения в массе избирателей; что расширение это в больших государствах или вводилось с тайными целями сосредоточения власти, или само собою приводило к диктатуре.
Во Франции всеобщая подача голосов отменена была в конце прошлого столетия с прекращением террора; а после того восстановляема была дважды для того, чтобы утвердить на ней самовластие двух Наполеонов.
В Германии введение общей подачи голосов имело несомненною целью утвердить центральную власть знаменитого правителя, приобретшего себе великую популярность громадными успехами своей политики... Что будет после него, одному Богу известно.
Игра в собрание голосов под знаменем демократии составляет в наше время обыкновенное явление во всех почти европейских государствах и перед всеми, кажется, обнаружилась ложь её.
Однако, никто не смеет явно восстать против этой лжи.
Несчастный народ несёт тяготу, а газеты — глашатаи мнимого общественного мнения — заглушают вопль народный своим кликом: «Велика Артемида Ефесская!»
Но, для непредубеждённого ума ясно, что вся эта игра — ни что иное, как борьба и свалка партий и подтасовывание чисел и имён.
Голоса, — сами по себе, ничтожные единицы, — получают цену в руках ловких агентов.
Ценность их реализуется разными способами, и, прежде всего, подкупом, в самых разнообразных видах, от мелочных подачек деньгами и вещами до раздачи прибыльных мест в акцизе, финансовом управлении и в администрации.
Образуется, мало-помалу, целый контингент избирателей, привыкших жить продажей голосов своих или своей агентуры.
Доходит даже до того, как, например, во Франции, что серьёзные граждане, благоразумные и трудолюбивые, в громадном количестве, вовсе уклоняются от выборов, чувствуя совершенную невозможность бороться с шайкою политических агентов.
Наряду с подкупом, пускаются в ход насилия и угрозы, организуется выборный террор, посредством коего шайка проводит насильно своего кандидата: известны бурные картины выборных митингов, на коих пускается в ход оружие, и на поле битвы остаются убитые и раненые.
Организация партий и подкуп — вот два могучих средства, которые употребляются с таким успехом для орудования массами избирателей, имеющими голос в политической жизни.
Средства эти — не новые. Ещё Фукидид описывает резкими чертами действие этих средств в древних греческих республиках.
История Римской республики представляет поистине чудовищные примеры подкупа, составляющего обычное орудие партий на выборах.
Но в наше время изобретено ещё новое средство тасовать массы для политических целей и соединять множество людей в случайные союзы, возбуждая между ними мнимое согласие мнений.
Это средство, которое можно приравнять к политическому передёргиванию, состоит в искусстве быстрого и ловкого обобщения идей, составления фраз и формул, бросаемых в публику с крайнею самоуверенностью горячего убеждения, как последнее слово науки, как догмат политического учения, как характеристику событий, лиц и учреждений.
Считалось некогда, что уменье анализировать факты и выводить из них общее начало, свойственно немногим просвещённым людям и высоким мыслителям: ныне оно считается общим достоянием, и общие фразы политического содержания, под именем убеждений, стали, как бы, ходячею монетой, которую фабрикуют газеты и политические ораторы.
Способность быстро схватывать и принимать на веру общие выводы, под именем убеждений, распространилась в массе и стала заразительною, особливо между людьми недостаточно или поверхностно образованными, составляющими большинство повсюду.
Этою наклонностью массы пользуются с успехом политические деятели, пробивающиеся к власти: искусство делать обобщения служит для них самым подручным орудием.
Всякое обобщение происходит путём отвлечения: из множества фактов, одни, не идущие к делу, устраняются вовсе, а другие, подходящие, группируются, и из них выводится общая формула.
Очевидно, что всё достоинство, т.е., правдивость и верность этой формулы, зависит от того, насколько имеют решительной важности те факты, из коих она извлечена, и насколько ничтожны те факты, кои притом устранены, как неподходящие.
Быстрота и лёгкость, с которою делаются в наше время общие выводы, объясняется крайнею бесцеремонностью в этом процессе подбора подходящих фактов и их обобщения.
Отсюда — громадный успех политических ораторов и поразительное действие на массу общих фраз, в неё бросаемых.
Толпа быстро увлекается общими местами, облечёнными в громкие фразы, общими выводами и положениями, не помышляя о проверке их, которая для неё недоступна: так образуется единодушие в мнениях, единодушие мнимое, призрачное, но, тем не менее, дающее решительные результаты.
Это называется — глас народа, с прибавкою — глас Божий. Печальное и жалкое заблуждение!
Лёгкость увлечения общими местами, ведёт повсюду к крайней деморализации общественной мысли, к ослаблению политического смысла целой нации.
Нынешняя Франция представляет наглядный пример этого ослабления, но тою же болезнью заражается уже и Англия...

Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев.
Категория: Интересные факты | Просмотров: 1012 | Добавил: Батя | Теги: политика, Правда жизни, Победоносцев, ложь демократии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]