Главная » 2012 » Февраль » 21 » Великая ложь нашего времени, часть 2
12:06
Великая ложь нашего времени, часть 2


Великая ложь нашего времени, часть 2. Эта статья (из серии статей, изданных в 1896 под названием «Московский сборник» ) написана в позапрошлом веке Константином Петровичем Победоносцевым (1827-1907) в позапрошлом веке, но актуальности не потерявшая и сейчас. В предлагаемой статье рассказывается о подмене понятия народовластия (демократии), о той лубочной картинке, которую рисуют пропагандисты парламентаризма и той реальной ситуацией, которая есть во власти. За более чем 100 лет стремительного развития нашего времени выкладки Константина Петровича только подтверждаются…

Много зла наделали человечеству философы школы Ж.-Ж.Руссо.
Философия эта завладела умами, а между тем, вся она построена на одном ложном представлении о совершенстве человеческой природы и о полнейшей способности всех и каждого уразуметь и осуществить те начала общественного устройства, которые эта философия проповедовала.
На том же ложном основании стоит и господствующее ныне учение о совершенствах демократии и демократического правления.
Эти совершенства предполагают совершенную способность массы уразуметь тонкие черты политического учения, явственно и раздельно присущие сознанию его проповедников.
Эта ясность сознания доступна лишь немногим умам, составляющим аристократию интеллигенции; а масса, как всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы «vulgus», и её представления, по необходимости, будут «вульгарные».
Демократическая форма правления — самая сложная и самая затруднительная из всех известных в истории человечества.
Вот причина, почему эта форма повсюду была преходящим явлением и, за немногими исключениями, нигде не держалась долго, уступая место другим формам.
И не удивительно. Государственная власть призвана действовать и распоряжаться; действия её суть проявления единой воли, без этого немыслимо никакое правительство.
Но, в каком смысле множество людей или собрание народов может проявлять единую волю?
Демократическая фразеология не останавливается на решении этого вопроса, отвечая на него известными фразами и поговорками вроде таких, например:
«воля народная»,
«общественное мнение»,
«верховное решение нации»,
«глас народа — глас Божий» и т.п.
Все эти фразы, конечно, должны означать, что великое множество людей, по великому множеству вопросов, может прийти к одинаковому заключению и постановить, сообразно с ним, одинаковое решение.
Пожалуй, это и бывает возможно, но, лишь по самым простым вопросам.
Но, когда с вопросом соединено хотя малейшее усложнение, решение его в многочисленном собрании возможно, лишь при посредстве людей, способных обсудить его во всей сложности, и затем убедить массу к принятию решения.
К числу самых сложных принадлежат, например, политические вопросы, требующие крайнего напряжения умственных сил у самых способных и опытных мужей государственных: в таких вопросах, очевидно, нет ни малейшей возможности рассчитывать на объединение мысли и воли в многолюдном народном собрании: решения массы в таких вопросах могут быть только гибельные для государства.
Энтузиасты демократии уверяют себя, что народ может проявлять свою волю в делах государственных: это — пустая теория.
На деле же, мы видим, что народное собрание способно только принимать, по увлечению, мнение, выраженное одним человеком или некоторым числом людей; например, мнение известного предводителя партии, известного местного деятеля, или организованной ассоциации, или, наконец, безразличное мнение того или другого влиятельного органа печати.
Таким образом, процедура решения превращается в игру, совершающуюся на громадной арене множества голов и голосов; чем их более принимается в счёт, тем более эта игра запутывается, тем более зависит от случайных и беспорядочных побуждений.
К избежанию и обходу всех этих затруднений изобретено средство — править посредством представительства, средство, организованное, прежде сего и оправдавшее себя успехом в Англии.
Отсюда, по установившейся моде, перешло оно и в другие страны Европы, но привилось с успехом, по прямому преданию и праву, лишь в Американских Соединённых Штатах.
Однако и на родине своей, в Англии, представительные учреждения вступают в критическую эпоху своей истории.
Самая сущность идеи этого представительства подверглась уже здесь изменению, извращающему первоначальное его значение.
Дело в том, что, с самого начала, собрание избирателей, тесно ограниченное, присылало от себя в парламент известное число лиц, долженствовавших представлять мнение страны в собрании, но не связанных никакою определенною инструкцией от массы своих избирателей.
Предполагалось, что избраны люди, разумеющие истинные нужды страны своей и способные дать верное направление государственной политике.
Задача разрешалась просто и ясно: требовалось уменьшить до возможного предела трудность народного правления, ограничив малым числом способных людей собрание, призванное к решению государственных вопросов.
Люди эти являлись, в качестве свободных представителей народа, а не того или другого мнения, той или другой партии, не связанные никакою инструкцией.
Но, с течением времени, мало-помалу, эта система изменилась под влиянием того же рокового предрассудка о великом значении общественного мнения, просвещаемого, будто бы, периодическою печатью и дающего массе народной способность иметь прямое участие в решении политических вопросов.
Понятие о представительстве совершенно изменило свой вид, превратившись в понятие о мандате, или определённом поручении.
В этом смысле, каждый избранный в той или другой местности почитается уже представителем мнения, в той местности господствующего, или партии, под знаменем этого мнения одержавшей победу на выборах, это уже не представитель от страны или народа, но делегат, связанный инструкцией от своей партии.
Это изменение в самом существе идеи представительства послужило началом язвы, разъедающей все системы представительного правления.
Выборы, с раздроблением партий, приняли характер личной борьбы местных интересов и мнений, отрешённой от основной идеи о пользе государственной.
При крайнем умножении числа членов собрания, большинство их, помимо hmrepeq` борьбы и партии, заражается равнодушием к общественному делу и теряет привычку присутствовать во всех заседаниях и участвовать непосредственно в обсуждении всех дел.
Таким образом, дело законодательства и общего направления политики, самое важное для государства, превращается в игру, состоящую из условных формальностей, сделок и фикций.
Система представительства сама себя оболживила на деле.
Эти плачевные результаты всего явственнее обнаруживаются там, где население государственной территории не имеет цельного состава, но заключает в себе разнородные национальности.
Национальность в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления.
Примечательно, что начало национальности выступило вперёд и стало движущею и раздражающею силою в ходе событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами демократии.
Довольно трудно определить существо этой новой силы и тех целей, к каким она стремится; но несомненно, что в ней — источник великой и сложной борьбы, которая предстоит ещё в истории человечества, и неведомо к какому приведет исходу.
Мы видим теперь, что каждым отдельным племенем, принадлежащим к составу разноплеменного государства, овладевает страстное чувство нетерпимости к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй с другими племенами, и желание иметь своё самостоятельное управление со своею, нередко мнимою, культурой.
И это происходит не с теми только племенами, которые имели свою историю и, в прошедшем своём, отдельную политическую жизнь и культуру, но и с теми, которые никогда не жили особою политическою жизнью.
Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы, и не одною только силой, но и уравнением прав и отношений под одною властью.
Но демократия не может с ними справиться, и инстинкты национализма служат для неё разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению.
Какой нестройный вид получает в подобном составе народное представительство и парламентское правление очевидным тому примером служит, в наши дни, австрийский парламент.
Провидение сохранило нашу Россию от подобного бедствия, при её разноплеменном составе.
Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой дар всероссийского парламента! Да не будет.
III
Указывают на Англию, но к этим указаниям можно бы, кажется, применить пословицу: «слышали звон, да не знают, где он».
Социальная наука, в последнее время, обучилась вскрывать исторические и экономические ключи, откуда истекают особливые учреждения англосаксонской и отчасти скандинавской расы, сравнительно с учреждениями остальных европейских народов.
Англосаксонское племя, с тех пор, как заявило себя в истории, и доныне отличается крепким развитием самостоятельной личности: и в сфере политической, и в экономической этому свойству англосаксонское племя обязано и устойчивостью древних своих учреждений, и крепкой организацией семейного быта и местного самоуправления, и теми несравненными успехами, коих оно достигло своею энергическою деятельностью и влиянием своим в обоих полушариях.
Этой энергией личности успело оно, в начале своей истории, осилить чуждые норманские обычаи своих победителей и утвердить быт свой на своих началах, которые сохраняются и доныне.
Существенное отличие этого быта состоит в отношении каждого гражданина к государству.
Каждый привыкает с юности сам собою держаться, сам устраивать судьбу свою и добывать себе хлеб насущный.
Родители не обременены заботой об устройстве судьбы детей своих и об оставлении им наследства.
Землевладельцы держатся своих имений и сами стремятся вести на них хозяйство и промыслы.
Местное управление держится личным, сознательным по долгу, участием местных обывателей в общественном деле.
Учреждения административные обходятся без полчища чиновников, состоящих на содержании у государства и чающих от него обеспечения и возвышения.
Вот на каком корне, сами собою, исторически выросли представительные учреждения свободной Англии, и вот, почему её парламент состоит из действительных представителей местных интересов, тесно связанных с землёю: вот, почему и голос их может считаться, в достаточной мере, голосом земли и органом национальных интересов.
Прочие народы Европы образовались и выросли совсем на ином основании, на основании общинного быта.
Свойство его состоит в том, что человек не столько сам собою держится, сколько своею солидарностью с тем или другим общественным союзом, к которому принадлежит.
Отсюда, с ходом общественного и государственного развития, слагается особливая зависимость человека от того или иного семейного или общественного союза, и, в конце концов, от государства.
Эти союзы, быв в начале крепкими учреждениями семейными, политическими, религиозными, общественными, крепко держали человека в его жизни и деятельности, и ими, в свою очередь, держалось всё общественное и государственное устройство.
Но эти союзы, с течением времени, или распались, или утратили своё вековое господственное значение.
Однако, люди продолжают по-прежнему искать себе опоры и устройства судьбы своей и благосостояния в семье своей, в своей корпорации и, наконец, в государственной власти (всё равно, монархической или республиканской), возлагая на неё же вину своих бедствий, когда этой опоры, по желанию своему, не находят.
Словом сказать, человек стремится к одной из этих опор пристроить себя и судьбу свою.
Отсюда, в таком состоянии общества, оскудение людей самостоятельных и независимых, людей, которые сами держатся на ногах своих и знают, куда идут, составляя в государстве силу, служащую ему опорою.
И, напротив того, крайнее умножение людей, которые ищут себе опоры в государстве, питаясь его соками, и не столько дают ему силы, сколько от него требуют.
Отсюда — крайнее развитие в таких обществах, с одной стороны, чиновничества, с другой, так называемых, либеральных профессий.
Отсюда, при ослаблении в нравах самодеятельности, крайнее усложнение отправлений государственной и законодательной власти, принимающей на себя заботу о многом, о чём каждый для себя должен бы заботиться.
В таком состоянии общество, мало-помалу, подготовляет у себя благоприятную почву для развития социализма, и привычка возлагать на государство заботу о благосостоянии всех и каждого обращается, наконец, в безумную теорию социализма государственного.
В таких-то условиях своего социального развития все континентальные государства, с англосаксонского образца, учредили у себя представительное правление, иные — ещё при всеобщей подаче голосов.
Очевидно, что при описанном составе общества и при лёгком отношении его к общественному делу, оно не может выделить из себя истинных, верных представителей земли и прямых её интересов.
Отсюда печальная судьба таких представительных собраний и тяжкое, безысходное положение власти правительственной, которая неразрывно с ними связана, и народа, судьбы коего от них зависят.
Что же сказать о народах славянского племени, отличающихся особливым у себя развитием общинного быта, при крайней юности своей культуры, о Румынии и о несчастной Греции?
Сюда, поистине, представительные учреждения внесли сразу разлагающее начало народной жизни, представляя из себя, в иных случаях, жалкую карикатуру запада, напоминающую басню Крылова «Мартышка и очки».
IV
Величайшее зло конституционного порядка состоит в образовании министерства на парламентских или партийных началах.
Каждая политическая партия одержима стремлением захватить в свои руки правительственную власть и к ней пробирается.
Глава государства уступает политической партии, составляющей большинство в парламенте; в таком случае министерство образуется из членов этой партии и, ради удержания власти, начинает борьбу с оппозицией, которая усиливается низвергнуть его и вступить на его место.
Но, если глава государства склоняется не к большинству, а к меньшинству, и из него избирает своё министерство, в таком случае, новое правительство распускает парламент и употребляет все усилия к тому, чтобы составить себе большинство при новых выборах и, с помощью его, вести борьбу с оппозицией.
Сторонники министерской партии подают голос всегда за правительство; им приходится, во всяком случае, идти за него, не ради поддержания власти, не из-за внутреннего согласия в мнениях, а из-за того, что это правительство само держит членов своей партии во власти и во всех сопряжённых со властью преимуществах, выгодах и прибылях.
Вообще, существенный мотив каждой партии — стоять за своих, во что бы то ни стало, или из-за взаимного интереса, или просто, в силу того стадного инстинкта, который побуждает людей разделяться на дружины и лезть в бой стена на стену.
Очевидно, что согласие в мнениях имеет, в этом случае, очень слабое значение, а забота об общественном благе служит прикрытием вовсе чуждых ему побуждений и инстинктов.
И это называется идеалом парламентского правления.
Люди обманывают себя, думая, что оно служит обеспечением свободы.
Вместо неограниченной власти монарха, мы получаем неограниченную власть парламента, с тою разницей, что в лице монарха можно представить себе единство разумной воли; а в парламенте нет его, ибо здесь всё зависит от случайности, так как воля парламента определяется большинством.
Но, как скоро при большинстве, составляемом под влиянием игры в партию, есть меньшинство, воля большинства не есть уже воля целого парламента: тем ещё менее можно признать её волею народа, здоровая масса коего не принимает никакого участия в игре партий и даже уклоняется от неё.
Напротив того, именно нездоровая часть населения мало-помалу вводится в эту игру и ею развращается; ибо главный мотив этой игры есть стремление к власти и к наживе.
Политическая свобода становится фикцией, поддерживаемою на бумаге, параграфами и фразами конституции; начало монархической власти совсем пропадает; торжествует либеральная демократия, водворяя беспорядок и насилие в обществе, вместе с началами безверия и материализма, провозглашая свободу, равенство и братство там, где нет уже места ни свободе, ни равенству.
Такое состояние ведёт неотразимо к анархии, от которой общество спасается одною лишь диктатурой, т.е. восстановлением единой воли и единой власти в правлении.
Первый образец народного, представительного правления явила новейшей Европе Англия.
С половины прошлого столетия французские философы стали прославлять английские учреждения и выставлять их примером для всеобщего подражания.
Но, в ту пору, не столько политическая свобода привлекала французские умы, сколько привлекали начала религиозной терпимости, или, лучше сказать, начала безверия, бывшие тогда в моде в Англии и пущенные в обращение английскими философами того времени.
Вслед за Францией, которая давала тон и нравам, и литературе во всей западной интеллигенции, мода на английские учреждения распространилась по всему Европейскому материку.
Между тем, произошли два великих события, из коих одно утверждало веру, а другое — чуть было совсем не поколебало её.
Возникла республика Американских Соединённых Штатов, и её учреждения, скопированные с метрополии (кроме королевской власти и аристократии), принялись на новой почве прочно и плодотворно.
Это произвело восторг в умах и, прежде всего, во Франции.
С другой стороны, явилась Французская республика, и скоро явила миру все гнусности, беспорядки и насилия революционного правительства.
Повсюду произошёл взрыв негодования и отвращения против французских и, стало быть, вообще против демократических учреждений.
Ненависть к революции отразилась даже на внутренней политике самого британского правительства.
Чувство это начало ослабевать к 1815 году, под влиянием политических событий того времени, в умах проснулось желание со свежею надеждой соединить политическую свободу с гражданским порядком в формах, подходящих к английской конституции: вошла в моду опять политическая англомания.
Затем последовал ряд попыток осуществить британский идеал, сначала во Франции, потом в Испании и Португалии, потом в Голландии и Бельгии, наконец, в последнее время, в Германии, в Италии и в Австрии.
Слабый отголосок этого движения отразился и у нас в 1825 году, в безумной попытке аристократов-мечтателей, не знавших ни своего народа, ни своей истории.
Любопытно проследить историю новых демократических учреждений: долговечны ли оказались они, каждое на своей почве, в сравнении с монархическими учреждениями, коих продолжение история считает рядом столетий.
Во Франции, со времени введения политической свободы, правительство во всей силе государственной своей власти было три раза ниспровергнуто парижскою уличною толпою в 1792 г., в 1830 и в 1848 году.
Три раза было ниспровергнуто армией, или военной силой: в 1797 году 4 сентября (18 фруктидора), когда большинством членов директории, при содействии военной силы, были уничтожены выборы, состоявшиеся в 48 департаментах, и отправлены в ссылку 56 членов законодательных собраний.
В другой раз, в 1797 году 9 ноября (18 брюмера) правительство ниспровергнуто Бонапартом, и наконец в 1851 г. 2 декабря другим Бонапартом, младшим.
Три раза правительство было ниспровергнуто внешним нашествием неприятеля: в 1814, в 1815 и в 1870. В общем счёте, с начала своих политических экспериментов по 1870 год, Франция имела 44 года свободы и 37 годов сурового диктаторства.
Притом ещё стоит приметить странное явление: монархи старшей Бурбонской линии, оставляя много места действию политической свободы, никогда не опирались на чистом начале новейшей демократии; напротив того, оба Наполеона, провозгласив безусловно эти начала, управляли Францией деспотически.
В Испании народное правление провозглашено было в эпоху окончательного падения Наполеона.
Чрезвычайное собрание кортесов утвердило в Кадиксе конституцию, провозгласив в первой статье оной, что верховенство власти принадлежит нации.
Фердинанд VII, вступив в Испанию через Францию, отменил эту конституцию и стал править самовластно.
Через 6 лет генерал Риего во главе военного восстания принудил короля восстановить республику.
В 1823 году французская армия, под внушением Священного союза, вступила в Испанию и восстановила Фердинанда в самовластии.
Вдова его, в качестве регентши, для охранения прав дочери своей Изабеллы против Дон-Карлоса, вновь приняла конституцию.
Затем начинается для Испании последовательный ряд мятежей и восстаний, изредка прерываемых краткими промежутками относительного спокойствия.
Достаточно указать, что с 1816 года, до вступления на престол Альфонса, было в Испании до 40 серьёзных военных восстаний с участием народной толпы.
Говоря об Испании, нельзя не упомянуть о том чудовищном и поучительном зрелище, которое представляют многочисленные республики Южной Америки, республики испанского происхождения и испанских нравов.
Вся их история представляет непрестанную смену ожесточённой резни между народною толпою и войсками, прерываемую правлением деспотов, напоминающих Коммода или Калигулу.
Довольно привести в пример хотя Боливию, где из числа 14 президентов республики тринадцать кончили свое правление насильственною смертью или ссылкой.
Начало народного, или представительного правления в Германии и в Австрии — не ранее 1848 года.
Правда, начиная с 1815 года, поднимается глухой ропот молодой интеллигенции на германских владетельных князей за неисполнение обещаний, данных народу в эпоху великой войны за освобождение.
За немногими мелкими исключениями, в Германии не было представительных учреждений до 1847 года, когда прусский король учредил у себя особенную форму конституционного правления; однако оно не простояло и одного года.
Но стоило только напору парижской уличной толпы сломить французскую хартию и низложить конституционного короля, как поднялось и в Германии уличное движение, с участием войск.
В Берлине, в Вене, во Франкфурте устроились национальные собрания, по французскому шаблону. Едва прошёл год, как правительство разогнало их военною силой.
Новейшие германские и австрийские конституции все исходят от монархической власти и ещё ждут суда своего от истории.



Продолжение следует...
Категория: Интересные факты | Просмотров: 1090 | Добавил: Батя | Теги: политика, Правда жизни, Победоносцев, ложь демократии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]